Портал "Русская монета" считает, что неотъемлемой
частью детского воспитания является проблема приучения ребёнка к деньгам. Данная тема поднята не случайно, ведь понятия "деньги" и "монеты" неразрывно связаны и дополняют друг друга. Итак, наверное нет ничего более сложного в нашей жизни, как правильное воспитание детей. Деньги
входят в жизнь ребёнка очень рано. Уже в 2,5-3 года дети прекрасно
понимают, что все вещи, которые у них появляются, приобретены за
деньги. В этом возрасте дети уже пытаются просить деньги у своих
родителей для игры и очень удивляются, что деньги им обычно не дают,
что крайне подстёгивает их интерес. Совместные походы по магазинам,
также разговоры в семье на темы:"мало денег", "зарплата", "покупка
предметов", "эмоции родителей на тему денег" очень быстро входят в
жизнь маленького ребёнка и приводят к первой и главной мысли, что
наличие денег - это хорошо, а отсутствие ну совсем плохо. Также
приходит где-то к школе осознание того, что хорошо бы иметь в
распоряжение карманные деньги, ведь на них можно купить в магазине
мороженое или жвачку.
Наиболее острая необходимость иметь карманные деньги приходит к ребёнку
в подростковом возрасте.
Приучение ребёнка к деньгам несомненно должно начинаться в семье.
Рассмотрим три противоположные точки зрения на тему о том, как надо
приучать ребёнка.
Первая
точка зрения (назовём её крайне правой) говорит о том, что для
приучения к деньгам детям предлагается материальное вознаграждение за
хорошие поступки. Например: сходишь за хлебом - твоя сдача, выучишь
стихотворение к завтрашнему уроку по литературе - десятка. Идея этой
точки зрения такова: деньги не портят, а приучают к дисциплине. Дети
раньше начинают понимать, что деньги зарабатываются трудом, а не падают
с неба.
Вторая точка (назовём её крайне правой) гласит, что
лучше вообще не приучать ребёнка к деньгам через материальное
вознаграждение.Деньги портят человека, так зачем же портить своих
собственных детей, зачем же их приучать к тому, что просто твое
родительское слово, твоя просьба для него ничего не значат, пока ты ему
не заплатил.Оплата хороших поступков не даёт понять их смысла, идея
"добра и зла" сводится до уровня "купли - продажи".
Третья точка зрения (мы считаем является "золотой серединой"): Если
дети хотят чтобы родители оценили их успеваемость или хорошие поступки
деньгами, тогда родители вправе требовать с детей деньги за проживание
и питание, ласку и тому подобное, что деньгами не оценить. То есть из
обычных домашних дел ни в коем случае нельзя устраивать
товарно-денежные отношения. Для приучения детей к деньгам необходимо
выбирать отдельные семейные ситуации,например можно объявить летом
какую-нибудь дачную работу оплачиваемой, допустим за несколько дней
прополоть огород от сорняков, но эта работа должна выполняться за
деньги не всегда, а лишь единожды.
Вообще товарно-денежные отношения не приемлемы в воспитании детей до
определенного возраста, когда формируются некие основы в человеке. В
этот
период упор делается на разграничении понятий, что есть хорошо, а что
плохо.Пример: Необходимо помочь бабушке, потому что она старенькая и ей
тяжело (а не
потому, что за это заплатят), иначе может вырасти "моральный
урод",умеющий ценить лишь деньги.Однако, в подростковом возрасте,
начинается так называемый "переходный период", когда хочется быть "как
взрослый" и все острее возникает нужда в карманных деньгах. В это время
установление "партнерских отношений" с родителями, когда четко
очерченный круг обязанностей, а также разовые поручения оплачиваются,
на наш взгляд, весьма правильный подход.
Редколлегия портала "Русская монета"
|